В домашних условиях чеканку можно выполнять не только на плоском листе, но и на объемных формах, например на тонких стенках металлической посуды.
Пресс чеканочный
Ручная ковка. Художественная ковка.
Подыщите подходящий металлический сосуд, например алюминиевую или медную флягу, коробку из-под чая, кружку. Отожгите сосуд на огне. Если он имеет широкую горловину, залейте в него смолу и наклейте сверху бумажный кружок, чтобы смола не пачкала руки во время работы. Если фляга или какой-нибудь другой металлический сосуд имеет узкое горлышко, насыпьте в нее мелкопросеянный речной песок. Затем небольшими порциями вливайте во флягу воду. Когда песок перестанет впитывать воду, утрамбуйте его тонкой круглой палкой, насколько это возможно, добавьте еще немного песка и закройте флягу пробкой.
Чеканка. Инструмент для чеканки.
Чеканка. Чеканка по металлу. Художественная чеканка.
Чеканка рельефа на цилиндрическом сосуде
На стенки сосуда нанесите рисунок одним из двух известных вам способов и зафиксируйте прозрачным лаком. Чеканку удобно выполнять на специальной подставке, представляющей собой кряж с клиновидным вырезом, в который вложен брезентовый мешок с речным песком.
Уложив сосуд на подставку с мешком, чеканом-расходником углубите контуры рисунка. Следующий этап — опускание фона. Так же, как и при чеканке плоского листа, эту операцию выполняют чеканом-лощатником. Когда фон на всех участках будет опущен, следует еще раз пройтись по контурам чеканом-расходником, чтобы выступающие элементы рельефа имели четкую границу с фоном. Затем проработайте мелкие детали на выступающих элементах рельефа. В заключение обработайте фон канфарником, после чего можно освобождать сосуд от песка или смолы. Песок легко высыпается, если из него выпарить влагу, смолу же расплавляют и выливают из сосуда. Чтобы удалить остатки смолы и лака, сосуды отжигают, а затем отбеливают.
Рельеф станет более выразительным и зримым, если чеканку подвергнуть патинированию. Напомним один из самых распространенных способов патинирования меди. Смешайте одну часть порошковой серы с двумя частями поташе в жестяной банке и поставьте на огонь. Через некоторое время порошки расплавятся и, спекаясь, будут приобретать темно-бурый цвет и образовывать так называемую серную печень. Обычно пары серы при этом загораются слабым сине-зеленым пламенем. Горение не ухудшает качества серной печени. Через 10—15 минут спекания серная печень готова. Остается растолочь ее в порошок и развести водой в стеклянной банке. На один литр воды потребуется 10—20 г серной печени. Если медное изделие небольшое, его опускают в раствор и выдерживают до тех пор, пока не будет получена нужная тональность окраски. На крупные рельефы патинирующий раствор наносят кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной ручке. Покрытое патиной изделие промойте чистой водой. Затем протрите выпуклые участки рельефа мокрой тряпочкой с пемзовым или кирпичным порошком, просеянным через мелкое сито. Обрабатывайте выпуклые места до тех пор, пока на них не появится характерный металлический блеск. Снова промойте рельеф водой и высушите. Высушить чеканный рельеф можно на открытом воздухе при комнатной температуре. Но намного быстрее это можно сделать в сухих древесных опилках, которые почти мгновенно вбирают в себя влагу, оставшуюся на металле. Просушенный рельеф протрите швейным или льняным маслом, которое не только усиливает металлический блеск, но и надежно закрепляет патину на металле.
Чеканка. Инструмент для чеканки.
Чеканка. Чеканка по металлу. Художественная чеканка.
Обычно декоративная отделка чеканной посуды на этом заканчивается. А декоративные рельефы, выполненные на пластинах металла, еще нужно укрепить на с сновании. Выразительно смотрится чеканка на фоне древесины с ярко выраженной текстурой, предварительно обожженной или окрашенной морилкой.